Повышение категории сложности горных походов неизбежно влечёт за собой рост потенциальной опасности прохождения маршрутов. Это вызвано тем, что повышение сложности горных походов связано с ростом категории трудности перевалов и, соответственно, с повышением сложности преодолеваемого горного рельефа и одновременным, как следствие, ростом потенциальной опасности их преодоления.
Это специфическая особенность, в основном, горного туризма, когда с ростом категории сложности похода неизменно возрастает не только техническая сложность маршрута, но повышается и его объективная опасность (камнепады, ледовые трещины и пр.) и субъективная потенциальная опасность прохождения (срывы, падения и пр.).
По данным советского периода количество несчастных случаев в горном туризме было более чем в 2 раза выше, чем в водном туризме и в 5-6 раз выше, чем в пешеходном и лыжном. Данные по велопутешествиям, кроме как нарушение правил дорожного движения, отсутствуют.
Следовательно, для обеспечения должной безопасности при прохождении горных маршрутов спортсмен должен обладать не только более разнообразными техническими навыками, но и более широкими тактическими знаниями, т.е. умением принимать грамотные и всесторонне взвешенные решения, исходя из конкретных условий.
Таким образом, при переходе к походам более высокой категории сложности не просто должен возрастать общий объём обучения, но его следует менять качественно. Обучение должно стать более специализированным и глубоким, более целенаправленным и фундаментальным.
Следует отметить, что обучение с содержанием достаточно серьёзного объёма техники и тактики прохождения маршрутов, как постоянно указывает автор, следует начинать после участия спортсменов в горных походах II к.сл. Однако из этого абсолютно не следует, что на начальной стадии у горных туристов обучение должно отсутствовать. Проведению горного похода І к.сл. так же должно предшествовать соответствующее обучение в объёме курса «молодого бойца».
При этом спортсмен не только должен прослушать курс обзорных лекций по климатологическим особенностям высокогорья, горному рельефу, влиянию высоты на жизнедеятельность человеческого организма, правилам поведения и опасностям в горах, специальному горному снаряжению и пр., но приобрести и ряд обязательных практических навыков.
Научиться укладывать рюкзак и его переносить по пересечённой местности, в том числе и в непогоду, освоить начальные азы обращения с верёвкой, карабином и ледорубом, прохождения простейших видов горного рельефа (осыпей, моренных отложений, скальных выходов и пр.). Уметь оказать первую помощь товарищу, выбрать место и поставить палатку, разжечь костёр и приготовить пищу, научиться ориентироваться на местности, подчинять свои интересы требованиям коллектива и пр.
Для этого не обязательно участвовать в некатегорийных двух-трёх дневных походах в больших горах, вполне подойдут малые горы Карпат и Крыма, а, в крайнем случае, районы предгорья или просто с пересечённой местностью. Значительным подспорьем для технической подготовки, и не только новичков, что не исключает необходимость приобретения походного опыта, является участие в горных соревнованиях.
В то же время сложность горного рельефа возрастает постепенно и, если в начале она для начинающего горника не представляет серьёзной сложности, то после похода ІІ к.сл. требуются специальные знания, умения и навыки. Относительная начальная доступность, если на этом постоянно не заостряет особого внимания тренер, порождает у начинающих горников неоправданную самоуверенность в своих возможностях из-за неумения оценить реальную сложность предстоящих препятствий при переходе к прохождению технически более трудных перевалов.
Вот почему самый высокий удельный вес несчастных случаев приходится на походы III–IV к.сл., требующие специальной технической и тактической подготовки, а многие спортсмены, в том числе и морально-психологически к этому просто ещё не готовы.
В.Г. Коган