Неизменным и обязательным требованием по обеспечению безопасности при прохождении маршрутов в горах является организация страховки, которую в зависимости от применяемого страховочного устройства делят на два типа: динамическую или полуавтоматическую, которую иногда именуют автоблокирующей.
Д и н а м и ч е с к и е страховочные устройства весьма разнообразны по конструктивному исполнению. Они наиболее широко распространены в горном туризме и альпинизме в силу, кроме всего прочего, своей многофункциональности использования и дешевизны. В одной из статей, размещённых на RISK.RU приводятся данные опроса 1038 немецких альпинистов и скалолазов в 2009 году по использованию ими типов страховочных устройств. Из опрошенных динамические устройства использует подавляющее большинство – 92%, в том числе предпочитают «стаканы» – 56%, узел УИАА – 25%, а «восьмёрку» – только 8%.
Последнее связано с тем, что «восьмёрка» в сочетании с эластичными динамическими верёвками требует большого усилия удержания со стороны регулирующей руки, более затруднена фиксация верёвки при необходимости позиционирования. Но главное, при случайном выпуске верёвки из рук, в отличие от «стакана», спускающийся мгновенно начинает скользить вдоль верёвки в режиме свободного падения.
Общей их отрицательной характеристикой следует считать стопроцентную зависимость эффективности регулирования усилия удержания при возможном срыве от квалификации страхующего.
А в т о б л о к и р у ю щ и е страховочные устройства («Gri-gri», «Cinch» и др.) и у нас и за рубежом у альпинистов и горных туристов пользуются меньшей популярностью. Согласно приведенным выше итоговым цифрам опроса следует, что полуавтоматические устройства используют всего 8% опрошенных, из них автоблокирующее устройство «Gri-gri» – 7%, а «Cinch» – 1%. Чем это вызвано?
С одной стороны, что положительно, автоблокирующие устройства уменьшают нагрузку на руки, которую испытывает страхующий в случае срыва. Кроме того, легче и надёжнее более лёгкому страховать более тяжёлого напарника. А так же, как отмечалось, при случайном выпуске верёвки из рук исключается свободное падение сорвавшегося участника.
С другой стороны, что весьма отрицательно, у полуавтоматических страховочных устройств блокировка срабатывает при резком рывке или быстром протягивании верёвки. Поэтому блокировка может не сработать при сильном трении верёвки в оттяжках или на перегибах склона, а также при удержании страхующим участником входящей ветви верёвки с излишним усилием.
Немаловажный момент, что конструктивная необходимость плавной выдачи верёвки при страховке с использованием того же, например, «Gri-gri» порой служит помехой в работе на маршруте, когда идущему первым требуется быстро выдать верёвку для закрепления в точке страховки, завести за выступ и пр.
Могут возникнуть проблемы при спуске с использованием автоблокирующего устройства. Если у спускающегося, например, соскочила нога с выступа, он при неожиданном рывке рефлекторно нажмёт на рычаг «Gri-gri» (панический рефлекс) скорость спуска резко возрастёт, что приведёт к неконтролируемому падению спускающегося.
Имели место случаи, когда полуавтоматические устройства при страховке в момент срыва не блокировали верёвку, что приводило к ожогу рук страхующих и падению с тяжёлыми травмами сорвавшихся. Причина аварий может быть вызвана чрезмерным износом трущихся частей автоблокирующих устройств или избыточное утонение под нагрузкой старых верёвок.
Столь обширный набор отрицательных факторов и способствовал тому, что в подавляющем числе случаев предпочтение в горах отдают не автоблокирущим, а динамическим страховочно-спусковым устройствам.
В.Г. Коган