Как правильно увязать “пострадавшего” в “кокон”

Статью подготовил Сергей Дворниченко, спортивный судья национальной категории, г. Запорожье.

Выполнение приема демонстрировали Ирина Корниенко и Артем Фоменко, воспитанники кружка “Спортивный горный туризм”, КЗ “Центр туризма” ЗОР.

Руководитель кружка Доценко Анна.

 

Требование к качеству увязки кокона, в соответствии с “Методическими разъяснениями по судейству соревнований по спортивному горному туризму”, вторая редакция (далее – МР):

  • петли “кокона” должны быть расположены равномерно вдоль “пострадавшего”;
  • петель при увязке должно быть не менее 8-ми;
  • “кокон” должен быть хорошо увязан, т.е. петли свободно не смещаются;
  • количество неподвижных петель для подвески “кокона” должно быть не менее 3-х;
  • неподвижные петли должны быть зафиксированы жёстко относительно “кокона”, т. е. при подвеске петли не затягиваются, не происходит сдавливание пострадавшего;
  • неподвижные петли “кокона” должны быть расположены правильно, т. е. соблюдено их требуемое расположение на пострадавшем: плечи – пояс – голени ног;
  • неподвижные петли должны быть сблокированы основной верёвкой;
  • должны быть правильно выбраны длины верёвок, блокирующих неподвижные петли “кокона”, т.е. обеспечивается горизонтальное положение “пострадавшего”.

Увязывание “пострадавшего” в “кокон” осуществляется для его транспортировки, как с сопровождающим или с сопровождающими, так и без них: по перилам, вдоль них, на командных верёвках вертикально, горизонтально, наклонно. Как правило, в “коконе” транспортируют “пострадавшего” с тяжёлой травмой, зачастую без сознания, недееспособного.

При увязывании “пострадавшего” в “кокон” необходимо в процессе увязывания предусмотреть изготовление в ложе “кокона” трёх неподвижных петель, расположенных на “пострадавшем” по схеме: плечи – пояс – голени ног, и не сдавливающих его во время транспортировки в “коконе”. Все петли “кокона” должны быть расположены равномерно по всей длине “кокона”, должны быть затянуты. Положение “пострадавшего” в “коконе” должно быть горизонтально ровным, т.е. не должно быть его «складывания» в поясе или наоборот его «переламывания».

Для изготовления “кокона” необходимы: основная веревка диаметром 10 мм и длиной 25-30 м (для “пострадавшего” среднего роста и полноты), а также туристский коврик.

Сначала на полу равномерной “змейкой” на длину коврика раскладывается верёвка (фото 01). Количество петель должно быть достаточным, для надежной и равномерной фиксации “пострадавшего” в “коконе” (согласно МР не менее 8-ми с каждой стороны). Увязку “пострадавшего” в “кокон” начинают с ног, поэтому ширина петель в начале “кокона” примерно 100-120 см. На конце верёвки у ног “пострадавшего” завязывается узел “восьмерка” (1).
Сверху, на разложенную “змейкой” верёвку, накладывается коврик (фото 02), а на коврик укладывается “пострадавший”.
Руки “пострадавшего” располагаются либо вдоль туловища, либо сгибаются в локтях и ладонями прикрывают лицо, но в любом случае руки должны находиться внутри “кокона” (фото 03).
Далее берется первая петля верёвки правой стороны “кокона” (2) и проводится в петлю узла “восьмерка” (1) на конце верёвки левой стороны “кокона” (фото 04, 05). Петля должна быть вытянута на расстояние, достаточное для изготовления и жёсткой фиксации узлом “булинь” (3) первой неподвижной петли “кокона”.
На конце петли узла “булинь” для лучшей фиксации “кокона” при транспортировке желательно завязать узел (4) (“проводник” или “проводник восьмёрка”) (фото 06).
После этого берется вторая петля верёвки левой стороны “кокона” (5) и проводится в петлю узла “восьмерка” (1) на конце верёвки левой стороны “кокона” (фото 07).
Затем берется вторая петля верёвки правой стороны “кокона” (6) и проводится во вторую петлю верёвки левой стороны “кокона” (5) (фото 08).
Далее снова берется уже третья петля верёвки левой стороны “кокона” (7) и проводится во вторую петлю верёвки правой стороны “кокона” (6) (фото 09).
И так далее, по очереди с каждой стороны “кокона”, проводим последующие петли верёвок “кокона” в предыдущие (фото 10). Все петли должны быть затянуты на “пострадавшем” и располагаться равномерно по всей длине “кокона”.
В районе пояса “пострадавшего” изготавливается вторая неподвижная петля “кокона” аналогично первой, изготовленной в районе голеностопа (фото 11).
Так же, как и первая петля, она фиксируется узлом “булинь” (8) с узлом (9) “проводник” или “проводник восьмерка” на конце петли (фото 12).

Продолжаем увязывать “пострадавшего” в “кокон” выше второй неподвижной петли в районе его пояса.

В районе плеч “пострадавшего” изготавливается третья неподвижная петля “кокона” аналогично первым двум на голеностопе и поясе “пострадавшего”. Она также фиксируется узлом “булинь” с узлом “проводник” или “проводник восьмерка” на конце петли (фото 13).
Последние петли “кокона” проводим в районе затылка “пострадавшего”. Сильно их не затягиваем. Фиксируем последнюю петлю узлом “булинь”. Оставшуюся верёвку аккуратно собираем в бухту и укладываем “пострадавшему” под голову (фото 14).
В неподвижные петли вставляем карабины, которыми “кокон” закрепляется к перилам при транспортировке (фото 15).
Неподвижные петли жёстко блокируются между собой, исключая “растягивание” “кокона” при транспортировке по перилам и распределяя равномерно вес “пострадавшего” по всему “кокону”, обеспечивая этим горизонтальное положение “пострадавшего” в “коконе” (фото 16, 17).
“Кокон” готов к транспортировке.