Статью подготовил Сергей Дворниченко, спортивный судья национальной категории, г. Запорожье.
Выполнение приема демонстрировали Ирина Корниенко и Артем Фоменко, воспитанники кружка “Спортивный горный туризм”, КЗ “Центр туризма” ЗОР.
Руководитель кружка Доценко Анна.
Требование к качеству увязки кокона, в соответствии с “Методическими разъяснениями по судейству соревнований по спортивному горному туризму”, вторая редакция (далее – МР):
- петли “кокона” должны быть расположены равномерно вдоль “пострадавшего”;
- петель при увязке должно быть не менее 8-ми;
- “кокон” должен быть хорошо увязан, т.е. петли свободно не смещаются;
- количество неподвижных петель для подвески “кокона” должно быть не менее 3-х;
- неподвижные петли должны быть зафиксированы жёстко относительно “кокона”, т. е. при подвеске петли не затягиваются, не происходит сдавливание пострадавшего;
- неподвижные петли “кокона” должны быть расположены правильно, т. е. соблюдено их требуемое расположение на пострадавшем: плечи – пояс – голени ног;
- неподвижные петли должны быть сблокированы основной верёвкой;
- должны быть правильно выбраны длины верёвок, блокирующих неподвижные петли “кокона”, т.е. обеспечивается горизонтальное положение “пострадавшего”.
Увязывание “пострадавшего” в “кокон” осуществляется для его транспортировки, как с сопровождающим или с сопровождающими, так и без них: по перилам, вдоль них, на командных верёвках вертикально, горизонтально, наклонно. Как правило, в “коконе” транспортируют “пострадавшего” с тяжёлой травмой, зачастую без сознания, недееспособного.
При увязывании “пострадавшего” в “кокон” необходимо в процессе увязывания предусмотреть изготовление в ложе “кокона” трёх неподвижных петель, расположенных на “пострадавшем” по схеме: плечи – пояс – голени ног, и не сдавливающих его во время транспортировки в “коконе”. Все петли “кокона” должны быть расположены равномерно по всей длине “кокона”, должны быть затянуты. Положение “пострадавшего” в “коконе” должно быть горизонтально ровным, т.е. не должно быть его «складывания» в поясе или наоборот его «переламывания».
Для изготовления “кокона” необходимы: основная веревка диаметром 10 мм и длиной 25-30 м (для “пострадавшего” среднего роста и полноты), а также туристский коврик.
| | Сначала на полу равномерной “змейкой” на длину коврика раскладывается верёвка (фото 01). Количество петель должно быть достаточным, для надежной и равномерной фиксации “пострадавшего” в “коконе” (согласно МР не менее 8-ми с каждой стороны). Увязку “пострадавшего” в “кокон” начинают с ног, поэтому ширина петель в начале “кокона” примерно 100-120 см. На конце верёвки у ног “пострадавшего” завязывается узел “восьмерка” (1). |
| | Сверху, на разложенную “змейкой” верёвку, накладывается коврик (фото 02), а на коврик укладывается “пострадавший”. |
| | Руки “пострадавшего” располагаются либо вдоль туловища, либо сгибаются в локтях и ладонями прикрывают лицо, но в любом случае руки должны находиться внутри “кокона” (фото 03). |
| | Далее берется первая петля верёвки правой стороны “кокона” (2) и проводится в петлю узла “восьмерка” (1) на конце верёвки левой стороны “кокона” (фото 04, 05). Петля должна быть вытянута на расстояние, достаточное для изготовления и жёсткой фиксации узлом “булинь” (3) первой неподвижной петли “кокона”. |
| |
| | На конце петли узла “булинь” для лучшей фиксации “кокона” при транспортировке желательно завязать узел (4) (“проводник” или “проводник восьмёрка”) (фото 06). |
| | После этого берется вторая петля верёвки левой стороны “кокона” (5) и проводится в петлю узла “восьмерка” (1) на конце верёвки левой стороны “кокона” (фото 07). |
| | Затем берется вторая петля верёвки правой стороны “кокона” (6) и проводится во вторую петлю верёвки левой стороны “кокона” (5) (фото 08). |
| | Далее снова берется уже третья петля верёвки левой стороны “кокона” (7) и проводится во вторую петлю верёвки правой стороны “кокона” (6) (фото 09). |
| | И так далее, по очереди с каждой стороны “кокона”, проводим последующие петли верёвок “кокона” в предыдущие (фото 10). Все петли должны быть затянуты на “пострадавшем” и располагаться равномерно по всей длине “кокона”. |
| | В районе пояса “пострадавшего” изготавливается вторая неподвижная петля “кокона” аналогично первой, изготовленной в районе голеностопа (фото 11). |
| | Так же, как и первая петля, она фиксируется узлом “булинь” (8) с узлом (9) “проводник” или “проводник восьмерка” на конце петли (фото 12). |
Продолжаем увязывать “пострадавшего” в “кокон” выше второй неподвижной петли в районе его пояса.
| | В районе плеч “пострадавшего” изготавливается третья неподвижная петля “кокона” аналогично первым двум на голеностопе и поясе “пострадавшего”. Она также фиксируется узлом “булинь” с узлом “проводник” или “проводник восьмерка” на конце петли (фото 13). |
| | Последние петли “кокона” проводим в районе затылка “пострадавшего”. Сильно их не затягиваем. Фиксируем последнюю петлю узлом “булинь”. Оставшуюся верёвку аккуратно собираем в бухту и укладываем “пострадавшему” под голову (фото 14). |
| | В неподвижные петли вставляем карабины, которыми “кокон” закрепляется к перилам при транспортировке (фото 15). |
| | Неподвижные петли жёстко блокируются между собой, исключая “растягивание” “кокона” при транспортировке по перилам и распределяя равномерно вес “пострадавшего” по всему “кокону”, обеспечивая этим горизонтальное положение “пострадавшего” в “коконе” (фото 16, 17). |
| | “Кокон” готов к транспортировке. |