Из книги «О спортивном туризме вообще и о горном в частности (мысли вслух)».
Обучение и тренер
Учитель не тот, кто учит,
а тот, у кого учатся.
А. Кашпировский
Общеизвестно, что каждый занимающийся любым видом деятельности обязан постоянно повышать уровень своей квалификации. Занятия горным туризмом этого, безусловно, требуют. Следовательно, обучение, а в дальнейшем и повышение квалификации – первооснова успеха любого вида деятельности, т.е. процесс постоянный и непрерывный. Ведь не случайно родилась народная поговорка: «Век живи – век учись», – о чём руководители ФСТ почему-то забывают.
К сожалению, человек устроен так, что далеко не все готовы обучаться по собственной инициативе. Каждый человек находится в привычной для себя среде обитания. И если вы навязываете ему что-то новое (не просто участие в походе более высокой к.сл., а только после предварительного обучения), тем самым вы нарушаете привычную для него «зону комфорта», что вызывает внутренний протест, как и всё новое, что не исходит от его личного желания.
Способствовать повышению квалификации должна существующая система, стимулирующая и обязывающая это делать каждого. УСБ в сочетании с разрядными нормативами, определяющими уровень квалификации спортивных туристов, прекрасно этому бы содействовали, но подобного в системе туризма ни ранее, ни сегодня не было, и не предвидится. И это притом, что занятие, в частности, горным туризмом, как и любым другим видом спорта, о чём свидетельствует печальная статистика, требует постоянного совершенствования индивидуальной техники и на первых порах под непосредственным руководством опытного тренера,
Существует ошибочное мнение, что тренером, как многие считают, может быть каждый высококвалифицированный спортсмен. Это далеко не так [1, 3]. Тот, кто обучает, использует также и определённый педагогический инструментарий, с помощью которого передаёт свои знания другим. Как изначально производственник хорошо усвоил, прежде чем выбирать необходимый инструментарий, следует не просто знать, что ты будешь делать, а главное для успеха, с какого материала и как ты это будешь делать.
Тренером может стать горник, который обладает не только организаторскими, но и педагогическими способностями, отличающийся целеустремлённостью и добросовестным отношением к своей работе, а также, что весьма важно, ему должно быть свойственно самопожертвование, особенно в данный момент. Каждый обучаемый – своеобразная личность, требующая индивидуального подхода и задача тренера найти ключик к его душе, тогда успех гарантирован. Тренер не может работать, как чиновник – прочитал лекцию, показал, что и как правильно, и считать, что свои обязанности выполнил.
Настоящий тренер не тот, кто может обучать, а тот, кто не может не обучать, так как будущее спортивного туризма ему не только не безразлично, а по-настоящему волнует и он считает обязательным и необходимым передавать свои знания и умения подрастающему поколению.
В.Г. Коган