Из книги «О спортивном туризме вообще и о горном в частности (мысли вслух)».
Техническая сложность маршрутов
…сложность маршрута…
в преодолении технических сложностей.
Н.Д. Бондарев, МС, член ЦМКК
Техническая сложность горного похода определяется, в основном, соответствующим набором категорированных перевалов, у которых их техническая трудность повышается по мере повышения к.сл. маршрутов.
Убедительным подтверждением этого является утверждение не рядового туриста, а некогда заместителя директора института им. Курчатова, т.е. ученого, МС, члена ЦМКК Бондарева Н.Д. Он опроверг утверждение не просто представителя тогда ещё комиссии пеше-лыжного туризма Тихомирова В.Д., а президента Федерации туризма СССР, который продолжал настаивать даже в 1975 году, что сложность «путешествия» определяется их проведением исключительно в «малоосвоенных и малонаселённых районах страны», а не технической сложностью маршрутов [2, с. 313]. Кто бы с этим спорил, если бы речь шла только о «путешествиях» и подобные утверждения не распространялись бы и на «спортивные походы».
В категорической форме Н. Д. Бондарев ему возразил:
«…сложность маршрута не в удалении от населённых пунктов, а в преодолении технических сложностей, и именно этим туризм горный отличается от пешеходного» (выделено автором) [2, с. 233].
Справедливости ради следует отметить, что по многим другим вопросам, касающимся развития самодеятельного туризма в целом, Владимир Дмитриевич Тихомиров сыграл весьма важную, значимую и положительную роль.
Для подтверждения, что при прохождении спортивных маршрутов главенствующая роль именно «в преодолении технических сложностей», а не «физических трудностей», рассмотрим два сопоставимых по аналогии примера.
Подняться без лифта на двухсотый этаж дома с грузом 30-50 кг и без остановки в течении часа не просто трудно, но очень трудно, однако это никоим образом нельзя назвать прохождением категорированного препятствия, являющегося элементом горного похода, т.к. отсутствует необходимость в квалификации горника. В то же время, на подъём по лестнице даже без груза человек тратит в течение часа порядка 1526 килокалорий, теоретически, т.к. никто не поднимается по лестницам без остановки целый час.
Аналогично, переносить в пешеходном туризме такие же тяжёлые рюкзаки по пересечённой местности, независимо от удалённости от населённых пунктов, безусловно, очень тяжело, но подобные действа также недопустимо считать спортивными маршрутами, так как на самом деле, это всего лишь познавательные экстремальные путешествия и не более.
Перевалы 1А к.тр. и многие 1Б к.тр. с высотой седловин около 2500 м (походы I-II к.сл.) каждый здоровый человек, как отмечалось, может пройти без предварительной подготовки. То есть, у таких маршрутов отсутствует существенная техническая сложность. В связи с этим они фактически ещё не походы, а горные путешествия, которые в значительной степени являются всесторонне адаптационными к высокогорным условиям, нежели спортивными.
Однако, уже начиная с прохождения перевалов 2А к.тр. (походы III к.сл.) и до ЗБ к.тр. (походы VI к.сл.), не говоря о ЗБ* к.тр., горникам не обойтись без начальной, а затем и без специальной постоянно повышающейся предварительной подготовки перед переходом к перевалам более высокой к.тр.
Приведенные выше примеры наглядно показывают, нельзя утверждать о спортивном походе у пешеходников, совершающих свои путешествия в районах пешеходного туризма (тайге, тундре, пустыне и пр.), в связи с отсутствием при прохождении маршрута значимых не «физических» (болота, лесные дебри, барханы и пр.), а «технических трудностей».
В.Г. Коган