После нескольких минут общения обычно достаточно точно определяю в собеседнике истинного горника. В них есть (за редким исключением) такой важный душевный фактор, как презумпция доброжелательности и взаимопонимания, открытость к диалогу и творческому восприятию брата по увлечению. Отсутствие самовлюблённости, проявления своей исключительности и значимости, которые так характерны для тех, кто перелицевался в горники.
Это результат многолетнего воспитания суровостью и непреклонной обязательностью по отношению к условиям гор, когда истину следует воспринимать такой, какая она есть. И, как следствие, с годами вырабатывается привычка называть вещи, буквально, своими именами, так как природу не обманешь.
Сталкиваясь в своей жизни с людьми, которые не на словах, а на деле прошли школу высокогорных «будней», а не просто успели побывать в горах, мне не приходилось встречать среди них таких, кто бы ни сумел выдержать ударов превратности судьбы и при этом не выстоял и, впоследствии, не преуспел. Резкие перемены бытия и возникающие трудности их не пугают и, даже наоборот, подспудно вдохновляют на безусловное их преодоление на пути к достижению поставленной цели. Это качество воспитано у нас прохождением технически сложных и потенциально опасных маршрутов, где приходилось преодолевать, прежде всего, самого себя, воспринимая трудности, как неизбежные спутники на пути к достижению конечного результата.
Наши люди в основной своей массе являются, к большому сожалению, хроническими приспособленцами и индивидуалистами, действуя по принципу «моя хата с краю». Горники среди подобной серой массы, как правило, представляют собой некую аномалию. Горы воспитывают и развивают у нас чувство коллективизма и взаимопонимания, когда властвует не личностное «я», а прагматичное признание реалий бытия, т.е. правильно не то, как я считаю, а то, что действительно является правильным для большинства. Не то, что принесёт мне сиюминутный успех, а что позволит, прежде всего, и остальным товарищам, двигаться вперёд самым эффективным и, главное, безопасным путём и способом.
В горном туризме опасны люди, для которых важней всего постараться максимально быстро достичь уровня индивидуального технического мастерства. Таких людей следует остерегаться, так как это не лучшая шкала для определения личностных качеств горника. Подобный подход приводит к сплетению личностных невыполнимостей по отношению к остальным со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Очень быстро идеализация окружающими таких «горников» проходит, и они оказываются в гордом одиночестве, а по сути дела – «у разбитого корыта».
Для меня важно обязательное наличие у горника нескольких, безусловно, краеугольных человеческих качеств: широкого кругозора, порядочности, верности не туризму в целом, а горам, а также чувство юмора при возникновении самых неблагоприятных технических, тактических и жизненных коллизий. А спортивное мастерство приходит с годами по мере накопления соответствующего высокогорного опыта в различных географических районах.
Исходя из подобного подхода, инструктора нас учили, а мы учили других неукоснительно соблюдать неоспоримую аксиому для горовосходителя: «Хочешь дожить до пенсии – спеши медленно». Бесконечное число раз и на личном опыте, и на опыте других убеждался в исключительной правоте этого постулата.
Горник, как правило, не герой одиночка, как почему-то мнят о себе некоторые, а продукт коллективного творчества. Следовательно, он всегда в долгу перед теми, кто вольно или невольно способствовал его достижениям, а поэтому именно товарищам, коллегам и друзьям он в равной степени обязан своими успехами и никогда об этом не должен забывать.
Вот почему истинный горник считает своим долгом находить время, чтобы заниматься младшими по уровню подготовки товарищами по увлечению, т.е. участвовать в проводимых сборах, соревнованиях, семинарах и других мероприятиях. Тем самым не на словах, а в делах воплощать в жизнь утверждение известной поговорки: «Долг платежом красен».
В.Г. Коган