Витторио Селла. Часть 2.

Витторио Селла. Часть 1.

 

1889. Проштудировав всю имевшуюся тогда литературу по Кавказу, получив консультации и поддержку у великого Фрешфильда, экспедиция Селлы появляется на Кавказе. Долина рекиЧерек, потом по Дых-су, ледник Крумкол и подъем на перевал, который до сих пор носит его имя – перевал Селлы. Затем следует ознакомительное восхождение на вершину Безымянную (4050 м), на которой в 1888 побывали Дуглас и Фрешфильд. В.Селла, Е.Селла и Джиларди совершают классическое первовосхождение по юго-восточному гребню на вершину Уллу-Ауз баши (4670 м). Сегодня это один из популярных маршрутов, с которого начинают знакомство с районом Безенги все приезжающие сюда альпинисты. Отсюда они перебираются в долину реки Чегем и совершают восхождение на вершину Чат-баши (3861 м). Панорама на великолепный Эльбрус, открывшаяся с вершины, решила направление дальнейшего пути. Самое примечательное в этом походе – они до высоты 5000 м несли свои тяжеленные фотоаппараты и огромный запас стеклянных фотопластинок. Из всего, что было снято со склонов Эльбруса, была разбита всего лишь…одна пластинка! Перейдя через перевал Донгуз-Орун, группа приходит в страну Сванию (так тогда называлась Сванетия). Судя по фотографиям Селлы, этот край поразил его своим непередаваемым колоритом, суровостью нравов и обычаев, своим народом, поклоняющимся горе, парящей над долинами, – Ушбе. Сванетская коллекция фотографий Селлы уникальна и не имеет ничего себе подобного. Здесь группа успевает совершить восхождение на Лайлу (4008 м). Близится осень, и экспедиция покидает Кавказ. Суть того, что с ним произошло, Селла потом опишет так: «…Рука дрожит не только от холода, рассудок с трудом определяет выдержку времени, боишься ошибки, которая сделала бы напрасными приготовления и неудобства, думаешь, что больше не вернешься на такую высоту… чтобы появилась еще одна возможность повторения фото… фотограф имеет причину быть довольным, что ему удалось поднять так высоко свои пластины, пересечь с ними степь и моря… провести их невредимыми через любопытные таможни, вернувшись домой, увидеть, что все оказалось ненапрасным и фотографии удачны!»

Обрабатывая фотоматериалы в своей фотолаборатории в монастыре Сан-Джероламо, Витторио понял, что Кавказ крепко взял его в плен, что Кавказ одним путешествием не покорить.

1890. C проводником Фабьяно Гройх из Курмаёра и верными слугами Секондо Бьянкети и Джузепе Гамба В.Селла появляется в новом районе Кавказа – группе Адай-хох (сегодня это Цей-Караугом). Поход через перевалы Камунту и Западный Скатиком привел группу к первому лагерю. Отсюда они совершают восхождения на вершины Цихваргу, Даши-хох, гребень Фытнаргин, Боржула, Латралбаш и Казагор. Здесь получилась прекрасная серия фотографий могучего Караугомского ледника и вершин района. Затем последовал переход через ГКХ и поход к вершине Боржула, такой важной для него, поскольку именно с нее он намеревался сделать большую панораму группы Адай-хох. Погода спутала все карты. Поднявшись на Боржулу, установив громоздкий аппарат и зарядив его пластиной, они попали в заряд непогоды. Долгие часы на вершине длилось ожидание улучшения условий для съемки. «За это десятиминутное опоздание мне не удалось сделать работу, которая должна была быть самой важной во всем путешествии и ради которой я не щадил ни времени, ни расходов, ни труда», – так Селла потом оценивал случившееся. «Мои тоска и слезы были вознаграждены потом удачным фотографированием Ушбы – Кавказского «Червино», потрясающего великана, господствующего в регионе», – этими мыслями он успокаивал себя после поражения на Боржуле. Селла оставил изумительную коллекцию фотографий Ушбы, запечатлев ее со всех сторон. В тщательно подготовленном докладе об итогах экспедиции и опубликованном в бюллетене «Клуба Альпино Итальяно», есть примечательная фраза: «В заключение скажу, что мое желание состоит в том, что бы и другие члены «Клуба Альпино Итальяно» стали готовиться пройти эти далекие, но сказочные горы…».

1896. Сеньора Селлу в новом походе на Кавказ сопровождал его друг Эмилио Галло из Биелы и ассистент Эрминио Ботта, который был всю жизнь его близким сотрудником. В группе был преданный Секондино из Лессона, участник путешествия 1890. На этот раз целями группы было посещение горного массива Тепли и полное исследование группы Адай-хох. Совершив восхождения на вершины Хох и Центральный Тепли, группа через перевалы Колота и Згидский поднялись на вершину Скатиком-хох. Здесь Селла до мельчайших подробностей исправит топографию горной цепи Адай – Сонгути. Дальнейший путь пролегал между совершенно неисследованными долинами рек Уруха и Черека. Восхождение на Суган явилось как бы заключительным аккордом, и Селла отправляется к Чегему. Отсюда по известковому ущелью Шелки (поднявшись на вершину Коле) они достигают Сванетии. Ушба настолько заворожила Селлу, что у него появляються неотступные мысли о совершении восхождения на нее. Планом дальнейших походов предусматривалось восхождение на Казбек, но погода резко и неотвратимо ломает все планы. Селла оставил Кавказ в последний раз, глубоко сожалея, что не удалось подняться на Ушбу. Сеньор Эмилио Галла так говорил по этому поводу: «… Не хватало одного ободряющего слова, жеста, и он перешел бы Рубикон, но этого не было, и я сожалею, что не получилось иначе».

После кавказских путешествий В. Селла в 1899 он принял участие в экспедиции Дугласа Фрешфильда к подножью Канченджанги. Кроме того был участником экспедиций герцога Абруццкого на Гору Святого Ильи, Рувензори и к подножью К2. В этой экспедиции Селла дебютировал в роли первого кинооператора, работавшего в условиях высокогорья.

 

По материалам издания «Альпинизм. Энциклопедический словарь» и др.

 

Еще материалы по теме: http://4sport.ua/articles?id=12850