Далеко не новичок в горном туризме и в походах на Кавказе, автор делится своими впечатлениями о сложившейся обстановке в этом регионе и даёт ряд заслуживающих внимания советов. Особенно хочется процитировать закарпатизованным членам «нашей» ЦМКК следующее предостережение автора (авось дойдёт):
«Группы, направляющиеся в это время и в этот район, должны быть готовы как минимум к прохождению участков маршрута на полкатегории выше заявленной и иметь соответствующую техническую подготовку и снаряжение» |
Во время майских праздников прозвучал телефонный звонок, и в ходе беседы поступило неожиданное предложение – возглавить группу, которая собиралась пройти маршрут 3 к.с. по Кавказу.
В дальнейшем оказалось, что параллельно собирались идти еще две группы, по маршрутам 1 и 2 к.с. Общая численность трех групп составила 32 человека. Маршрут всех групп начинался в одном месте и в дальнейшем пересекался во многих местах. Выезд большой группы имеет свои преимущества, как говорят на Украине, «гуртом и батька легше бити».
Итак, наша поездка началась с подачи заявки на оформление пропуска в пограничную зону. Ибо ущелье Башиль, Чегем, Тютюсу, Джайлык и др. – относятся к пограничной зоне. Заранее, за месяц до выезда нами также был сделан заказ автобуса. Это оказалось очень удобным, ведь сразу с поезда попадаешь в автобус, а для нашей большой группы это было значительно дешевле. С другой стороны, коллективный переезд автобусом большой группы вызывает менее пристальное внимание работников МВД России.
Далее группы отправились в путешествие. И первое с чем пришлось столкнуться группам – это проезд через границу Украина-Россия, а точнее прохождение украинско-российской таможни, таможенники проверяют дотошно все документы и рюкзаки на выбор. В итоге мы были оштрафованы на 1000 руб. за провоз особо опасных веществ, типа остатка бензина в примусе в количестве 50 гр. Вторая трудность – войти в погранзону, где нас опять ожидала дотошная проверка, и были сняты все ксерокопии со всех маршрутных книжек. В дальнейшем пограничники проверяли нас очень часто, практически ежедневно, так что документы должны быть всегда под рукой.
Не менее проблемным оказалось наше пребывание на территории кабардино-балкарского заповедника, так как вопрос нахождения там приходится решать с работниками заповедника. Ко всему этому можно добавить практически полное отсутствие мобильной связи, кроме баксанской долины. В ущелье Башиль она существует только возле поселка Верхний Чегем.
Кольцо нашего маршрута проходило по ущельям Башиль и Чегем, где расположены одноименные турбазы, которые на данный момент не работают по двум причинам – это погранзона и опасные подъездные дороги. Но места здесь прекрасные, полно ягод, грибов, минеральных источников, повсеместно встречаются дикие животные.
Времена меняются, и Кавказ не исключение. С одной стороны, больше стало предложений и услуг. В частности, были предложения организовать на будущее сборы на турбазах, как Башиль, так и Чегем. Но изменения не только в этом, на мой взгляд, поменялся и рельеф, и климат Кавказа. Ледники сильно отступили. Снега практически в это время нет. Ночи теплые. Сыплет со всех сторон и круглосуточно. И даже перевалы 1Б к.т. порой становятся опасными, а многие требуют других путей подъемов, чем были до этого. Многие участки пути технически усложняются пусть и на коротких промежутках.
Например, со слов ленинградцев, группу которых мы встретили в ущелье Ирик, мы узнали, что они прошли перевал Хасан-кой-сюрюль-ген (1Б к.т.). Их руководители ходили этот перевал раньше неоднократно, но в этом году при спуске им пришлось дюльферять 40 метров.
Вот и перевал Восточный Шаурту (2А к.т.) тоже принес нам немало сюрпризов. И чего мы не ожидали, что спуск окажется гораздо сложнее и опаснее, чем подъем – чистый лед, довольно крутовато, и вторая половина ледника вся в трещинах. С левой стороны ледника – прохода практически нет. А с правой стороны идти – значит постоянно искать путь прохода между трещинами, да и в конце спуска при выходе с ледника на морены, камнеопасно. В итоге пришлось навешивать более двухсот метров перил. Например, в 1993 наша группа шла маршрут 4 к.с. в начале сентября через этот перевал абсолютно без навески перил, снег – фирн.
Мною перед выездом в горы, была просмотрена информация, как в интернете, так и в книгах, по описанию перевалов нашего маршрута. И хочу заметить, что описания даны, в основном, на первую половину лета. А классические пути подъема на многие перевалы изменились или усложнились. Поэтому, руководителям групп походов 1 к.с., нужно быть готовым ко всяким усложнениям на маршруте.
Те же Криворожская и Желтоводская группы, столкнулись в ущелье Кенстанты со сплошным бестропьем и отсутствием мостиков, что привело к 14 переправам через реки. А 15 лет назад в этом ущелье была битая тропа.
Исходя из полученного опыта в последнем походе, рекомендую и обращаю внимание:
1. Группы, направляющиеся в это время и в этот район, должны быть готовы как минимум к прохождению участков маршрута на полкатегории выше заявленной и иметь соответствующую техническую подготовку и снаряжение.
2. Заблаговременно подавать полную и точную заявку для оформления погранпропуска (КБР, г. Нальчик, ул. Кабардинская, 192; тел./факс. 0 (8662) 96-77-87).
3. Перед выездом рекомендуется руководителю группы проверить лично наличие паспортов у членов группы, а в них – прописку, печати, подписи, вклейку фотографии (16, 25 и 45 лет) ибо это очень отслеживается.
4. Перевозка ж/д транспортом горючих взрывоопасных веществ (типа газ, бензин и т.п.) запрещена. Возможна выборочная проверка рюкзаков.
5. В г. Нальчик КСС находится не в центральном МЧС, а на ул.Пирогова, 4А, сразу за комплексом «Семьи и Брака».
6. При планировании маршрутов в этом районе необходимо предусмотреть регистрацию и пропуск на территорию заповедника или быть готовыми к встрече с лесниками и иметь финансы на оплату за пребывание в заповеднике.
Антоненко Н.Н.,
председатель т/к «Восток»,
инструктор горного туризма,
г. Желтые Воды